Mar
03
2014
Экспедиция "Индига". Из блога А.Мочалова. Индига - Нарьян-Мар PDF Печать E-mail

Источник материала

В Индиге хорошо, а дома лучше. Хотя где он, это дом, даже в голове не укладывается, когда ты отрезан от "Материка" бескрайней тундрой. На все вопросы друзей, родных и близких о прогнозах возвращения ты привычно говоришь "через недельку". То же самое им же говорил и неделю назад, счет времени окончательно потерян. А тут еще звонит мобильник, и ничего не подозревающий гражданин на полном серьезе спрашивает не продаю ли я машину... Дяденька, опомнись, продавал осенью, а теперь Ford в Заполярье

Самая тяжелая часть маршрута вроде как уже позади, осталось совершить 220-километровый марш-бросок по зимнику в до Нарьян-Мара, отметить победу, зацепить за ноздри Defender и поспешить скорее домой.
Подозрения что мы не в сказку попали, у нас, конечно же, были, но все вторили что нам крупно повезло, именно в этом году, практически только для нас, геологи пробили зимник от Нарьян-Мара на Индигу. Снегоходчики по нему летают до города за пять часов, и дорога - настоящий заполярный автобан! Однако, звучала и оговорка, что последние километры перед рекой Печорой то ли не доделали, то ли проложили, да как-то спустя рукава... но нас такими опасениями не испугать, мы ведь вон откуда в Индигу приехали, оттуда, откуда еще никто отродясь не приезжал.
Посовещавшись секунд десять, принимаем решение идти именно по зимнику, а не по старой-доброй снегоходке, проходящей через Коткино. Раз уж зимник "специально для нас", то грех не прокатиться по дороге, которой обычно нет!

Эх, как наивны и зелены мы были! А ведь стоило призадуматься, что не отпустит нас так просто земля, дети которой выросли на книжках с такими звучными названиями... Но "малыши учатся", именно так переводится это название с восточного говора тундрового диалекта ненецкого языка. Правда уроки эти, как и задорный детский смех, зачастую сквозь слезы.

Прощались мы с Виктором, хозяином гостеприимного дома, тепло и радостно, в кузовах пикапов везли гостинцы родственникам в Нарьян-Мар, даже заказали на вечер столик в ресторане, хорошо что хоть гостей пригласили не много, человек десять от силы...
Дозаправляться не стали, ведь зачем лить в баки черт знает какого происхождения "военную" солярку, которой по слухам уже четыре года, если можно вечером заправиться на хорошей АЗС! Литров шестьдесят в канистрах еще плещется, не считая полных баков, хватит с запасом! Наивные ненецкие юноши и то были бы осмотрительнее, но не мы, трижды краснознаменные покорители Русского Севера, вышедшие на финишную прямую, и размечтавшиеся войти в столицу Ненецкого округа по зимнику, усеянному лепестками полярных роз...

Выехали днем, вопреки здравому смыслу, ибо сидеть на месте не было никаких сил. Небо сливалось со снегом, а свежих следов на заметенном зимнике не проглядывалось. И это не удивительно. О новой дороге мало кто знает, а те кто в курсе, никогда не решатся поехать в Индигу на машине, ровно по той же причине - этого не случалось еще никогда, и машин в поселке нет. Зачем же тогда кто-то мучается, делает зимнюю дорогу, которая продержится от силы пару месяцев? Для геологоразведчиков! Летом, в навигацию, не успели завезти достаточное количество топлива для проведения изысканий, и теперь ничего не остается, кроме как тащить солярку по тундре.

Березовая роща, в таком лесу и заплутать не долго. Едем практически не застревая, благо накат прочный. Природа дарит удивительной красоты закат, настроение даже не приподнятое, а близкое к эйфории...

Километры полетели со страшной скоростью, спидометры показывали и 30, и 40, и даже 50 километров в час, мы совершенно отвыкли от таких бешеных гонок! Периодически, правда, цепляли обочины и проваливались "по самое не болуйся", но это было даже весело, как игра в снежки

Движение весьма зрелищное, с фонтанами снега через машину. Вот здесь наконец то по фотографиям можно сразу понять - у нас экстрим, машины художественно закиданы снегом, не то что в предыдущие две недели! Хоть фотографии достойные появились!

Так, с шутками и прибаутками мы отмахали около ста километров, и уперлись в базу геологов. Те опешили, увидев нас на машинах, и слегка впали в растерянность от того, с какой стороны мы приехали и куда путь держим...
- Где у вас тут выезд с базы на Нарьян-Мар?
- За бытовками направо, и дальше прямо, но мы зимник еще не доделали...
От такого ответа у нас слегка подкосились колени, но геологоразведчики сказали, что нет "всего" сорока километров, на этом отрезке только вездеходная колея
Мужики кто откуда, но из Москвы никого. Многие из Челябинской области, так что Евгений и Алексей в краю далеком встретили неожиданно земляков. Тут же наша "экспедиция" была приглашена на чай, поговорили "за жизнь", ребята все как на подбор очень светлые, позитивные, улыбчивые. Вообще, удивительный народ на Севере. Все путешественники это отмечают, и я не могу устоять, уж простите.

Чем дальше от геологов мы уходили на юго-восток, тем хуже был зимник. После очередного легкого застревания Patriot вновь стал переднеприводным. Вскрытие показало что дело на этот раз не в полуости, развалился дифференциал. Этой детали у нас в запасе уже не оказалось...
Тащить даже по зимнику Рейнджером недоприводный УАЗ очень сложно, сказывается разница в весе. Перегружаем вещи из Патриота в Форд, заковываем заднюю ось "тягача" в цепи, жить становится легче, жить становится веселее, но машины все равно то и дело подсаживаются, проваливаясь под наст. Наст неокрепшего зимника куда сильнее держит застрявшую машину, нежели наст естественный. Вскоре становится очевидным, что топлива нам при таких раскладах не хватит совершенно точно. Пытаемся стрельнуть у встреченных вездеходчиков, но парни и сами не богаты, баки пустые, идут на базу. Сетуют что зимника еще нет, и они сами жгут ту самую четырехлетнюю "военную" солярку цвета капучино с корицей и молочной пеной, которую нам предлагали в Индиге.

Тем временем, ландшафт заметно изменился, стало больше ручьев и оврагов, появились деревца. Глаз радуется, честное слово!

"Ведомственная" АЗС геологов. Чтобы заправиться, нужно сперва запустить Webasto, подождать полчаса, пока отогреется импортный перекачивающий насос, запустить его, и, получив благословение начальства геологоразведки, заправить сколько надо. По сравнению с расходом ГАЗушки или бульдозера, таскающего "гитару", наши запросы просто роса, погрешность, пересохнуть нам не дали. Спасибо, мужики!

Догнали с горем пополам бульдозеры, мерно тромбующие будущий зимник. Здесь тащить УАЗ у меня не получалось, и мы подтягивали Патриот на "попутках", когда раз в день мимо проскакивала "ГАЗушка", курсирующая между базой геологов. Посещали мысли вернуться в Индигу, но что толку? Запчастей там точно нет, а по снегоходке через Коткино на моноприводе мы точно не пролезем. И один в одну машину за запчастью я не сгоняю - движение по тундрам это парное катание.

Один из любимейших кадров с Севера. Закат, цепи, давление 0,5 а может и ниже... Когда заковываешь заднюю ось в цепи, да еще и на таком давлении в шинах, Форду уже радикально не хватает "низов". Сам по себе едет неплохо, но тащить кого-то на галстуке уже очень сложно. Если проваливаешься под наст - плавно провернуть колеса уже нереально, остается копать, копать, копать.

Этот эпизод я запомню надолго. Вездеходчики "разлучили" нас с Патриотом, и я поехал вперед до следующей точки воссоединения с ребятами. Ввалился под наст, четыре часа копал лопатой, но только заглублял Ranger к центру земли. Вот бы снега поменьше! Вот бы колеса побольше! Вот бы блокировки! Вот бы "низы" богатые! Вот бы... лагмана тарелку, чая нормального и Twix...

ГТС не смог утащить Patriot, пришлось дожидаться огромный бульдозер с "гитарой", и цеплять UAZ за ним. И меня они же подцепили, выдернули из моей западни...

Прикатили к бытовке строителей зимника, хорошо, можно не только в машине теперь сидеть. Мужики говорят что еще пару дней и дорога будет открыта. Мы уже вне времени, заложники ситуации. Через два так через два

Быт наш не грустен и не весел, болтаем о машинах, стоим планы путешествий, варим рис, мешаем его с белорусской тушенкой, распиваем чай да кофе. Съестные запасы так же плавно заканчиваются... День проходит, за ним второй...

В ночи мимо проехали "дальнобойщики" на снегоходах, мы же смотрим фильмы, из машин выходим только по нужде, ибо в избушке холодно как ее не топи, а в салонах печки и все под рукой.

Наконец и нас посетило северное сияние. Снять его нормально на мой фотоаппарат невозможно, так что извиняйте, братцы, как вышло так и вышло. Зрелище фантастическое, только ради этого уже стоит ехать на Север. Ради того чтобы пять минут постоять тарящась на небо с открытым ртом и ощутить величие всего того, что тебя, человека "разумного" окружает со всех сторон...

Тем временем за окном холодало... На самом деле, никто не знает сколько за окном, термометр бортового компьютера УАЗа - прибор удивительной точности

Ночью Алексей вдруг предложил плюнуть на все и начать рубиться. Я на него посмотрел с укоризной, и сказал что давай все же утром... Утром мы хапнули новый ворох проблем.
Заливая, точнее пропихивая пластилиновую "военную" солярку из канистр в баки, мы ужасались ее качеству. Вскоре двигатель УАЗа дернулся и озяб... И начались танцы с бубнами по разморозке ЗМЗ-514. Парни справились за час. Но нервишки уже шалили, Евгений ходил мрачный как туча, а Алексей обзывал УАЗ и всех работников завода неприличными словами и вообще активно словоблудил. Я же снимал сие на фото и видео...
Последние пару литров из канистры мы никогда в бак не заливали - это чудовищный раствор. Во время путешествия я переливал сладкие остатки в одну канистру, и привез "сувенир" домой, стоит в гараже, думаю на анализ отвезти...

За последние сутки строители зимника так на вахте и не появились, и стало ясно, что "дня два" на ненецком наречии обозначает "когда-нибудь" с добавкой "может быть". Мы с горем пополам проехали еще километров десять по застывшей вездеходке, и уперлись в совершенно не прокатанный след, уходящий в даль. В двух километрах справа огни поселка Хангурей, но к нему следов нет. На лыжах сходить можно, а вот проехать - нет. Прямо же девять верст до Оксино...
Стоим, ждем. Едим. Спим, смотрим кино. Появилась связь, звонки, почта, Facebook. Но геологов, блин, нет! У меня лопается терпение, и я отправляюсь торопить колею до Печоры в одну машину...

Все что было в ночи - останется только в воспоминаниях. Снимать было некому, некогда и не на что.
Пройдя километров пять "на лопате" через снега и проклятые кусты, постоянно откапывая либо машину, либо расчищая путь перед собой, я впервые за всю экспедицию почувствовал запах жженого сцепления... А выдержка тем временем уже на пределе. Стиснув зубы держу себя в руках, пытаюсь тщетно трогаться на цепях в горки, машину жалко аж до слез. На выходе из очередного оврага пришлось особенно тяжело, Ford провалился под наст, да так лихо, что пришлось обкапывать его по всему периметру, выкидывать весь снег из под машины, прочищать ему выезд на поверхность, и пытаться как-то плавно тронуться с места. Раз десять заглох из-за недостатка тяги, и на очередной заводке машина перестала заводиться, будто бы сел аккумулятор. Через несколько минуть вся бортовая сеть обесточилась...

Связываюсь с ребятами по рации, прошу их порезать одну из пустых пластиковых канистр, приделать к ней веровочку и сделать импровизированные санки, в них загрузить запасной аккумулятор и выдвинуться в мою сторону по следам. Окончив переговоры, выхожу им на встречу.
Шагал долго, периодически пугаясь карликовых березок, выхватывающихся лучом фонарика в ночи. На улице градусов тридцать мороза, но не холодно совершенно. А после того, как мы встретились, и я поволок аккумулятор в санках по тундре... м-м-м-м... я шел нараспашку, и от меня пар валил как от владимирского тяжеловоза.
Приволок батарею, запихнул ее на место умершего American (100 а/ч) и... результат нулевой, даже искра не проскакивает на клемме при ее закреплении. Разбираться сил нет, да и не силен я в электрике Ranger. Надо сохранять тепло, нельзя замерзать, так как отогреться будет негде...
Сообщаю ребятам о фиаско, расстилаю в салоне пикапа в несколько слоев все имеющиеся "пенки", чтобы исключить соприкасание с холодными деталями автомобиля, такими как кресла, двери и т.п. Забираюсь прямо в одежде в один, легкий летний спальник Deuter Two Face, кидаю в ноги химические грелку с романтическим названием "Аист", запихиваюсь во второй спальник Bask Pacific, "проворачиваю" один относительно другого так, чтобы не совпадали молнии и горловины. Еще одну грелку "Аист" кладу во внутренний карман пуховика, и только после этого застегиваюсь полностью, оставляя отверстия для дыхания диаметром сантиметров пять...
Засыпая думал о том, как замерзает в баке дизельное топливо без поступления подогретой солярки и приговаривал одно единственное слово, песец, песец, песец...

На утро позвонил ребятам, сказал чтобы ставили чайник, выхожу в гости. Часа полтора, а может и больше шагал по тундре, наслаждался пейзажами и заснеженными елками.

Явился на завтрак вот в таком виде. Если вы думаете, что очки тут лишние - ой как ошибаетесь! Торчащий нос приходилось все время прикрывать варежкой, иначе отмерзал напрочь...

Влез на заднее ультра тесное сиденье Патриот Пикапа, и стали мы держать совет при Хонгурее. Расклад печальный: одна машина работает только в режиме дизельного генератора, вторая вообще не работает. Запчастей нет, починиться скорее всего не можем. Техника, строящая зимник не известно придет когда-то или нет. Запасы топлива таят на глазах - 50 литров в сутки на машину, теперь, правда, только на одну...
Принимаем решение запросить эвакуацию. Друзья челябинцев обзванивают администрации Хонгурея и Оксино, и просят выслать нам на подмогу ГАЗушку. Получают отказ, мотивированный тем, что в этих краях давным-давно утопили вездеход и никто ехать не желает. Угрозы жизни нет - вот и загорайте, а как загорите, вызывайте МЧС, вас вывезут, без техники.
Звоним в Нарьян-Мар моему другу Александру Холодову, он целый день ищет любой из вариантов:
- дифференциал на УАЗ и снегоход, который доставит его нам
- вездеход, который вытащит нас до Печоры, по которой нормальный накатанный "дикий" зимник
Дифференциал нашелся, но вот снегоходчиков, способных прокатиться 60 км в одну сторону в окружении Александра не оказалось. За то вездеход - нашелся. Не бесплатно, понятное дело. И, к счастью, не ГАЗушка, а огромная ЧЕТРА. Даем отмашку, и ждем пришествия спасительной гусенички.

Пересматриваем тарантиновские фильмы, читаем ленту Facebook за последние три недели. Через три часа, уже в темноте, из тьмы показываются фары, а за ними еще одни фары. ЧЕТРА и ГАЗушка. Вторая нужна на случай застревания 11-тонного монстра, ведь лебедиться в тундре решительно не за что. Такой вот якорек...

Примерно в таком вот виде и померла "Полуторка". Фото не оттуда, но практически один в один. Почему же нет съемки половины того, о чем я рассказываю? Все просто: фотоаппарат тут же перемерз, а заряжать его в Форде стало невозможно, таскать же с собой через тундры фотоаппаратуру и зарядки - это подвиг знаете ли. Снимал на телефон, который так же надо было беречь от разрядки.

ЧЕТРА нас взяла с легкостью, УАЗ только успевал терять тапки и бортировать их на место. В итоге повысили давление почти до шоссейного уровня, иначе разувались на каждом повороте, при том сразу по два колеса.

Периодически "заглублялись" в тундру, и выплывали на поверхность вновь.
Форд при одном из рывков тягача на некоторое ожил, и даже завелся "с толкача", но потом опять вырубился вместе со всей электросетью, и не подавал признаков жизни до Нарьян-Мара

За ЧЕТРОЙ ехал я вслепую, больше ориентируясь на мерный звук ее дизеля и гусениц, соскребая иней картой VISA Сбербанка, а тормозил за меня УАЗик. Два с лишним часа чудовищной холодрыги в заглушенном автомобиле, и мы въезжаем в Нарьян-Мар!

Машины загнали отогреваться в сервис, а сами отправились в ресторан, как же соскучились по нормальной человеческой еде!

Строганина из печорской семги - тот еще деликатес!

Ну а это развалившийся сателлит дифференциала...

...и сам дифференциал...

Несгибаемый зкипаж машины боевой. Эти парни - настоящие герои. Проехать через тундру на такой машине нормальный человек не смог бы. Я пробовал "порулить" Патриотом, грешным делом думая что может парни что-то не так делают... УАЗ не ехал вообще. Как у них хватило нервов на это путешествие - я не знаю. Как они остались людьми, не ругались, не выносили мозг мне и всем подряд - не знаю. Психика железная. Мои искренние респекты.

Если вы думаете, что на этом сказка закончилась, то спешу вас обрадовать, впереди еще одна серия, не менее веселая и увлекательная, о том, как мы тащили ДФНДР по тундре...

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика