Feb
03
2014
Экспедиция "Индига". Из блога А.Мочалова. Нижняя Пеша - Волонга PDF Печать E-mail

Источник материала

Целая глава про какие-то 60 километров? Да-да, братцы, про целых ШЕСТЬДЕСЯТ КИЛОМЕТРОВ пишу я повесть. 250 км тундры уже за плечами, впереди еще 170-180 до Индиги. Но это уже совсем другие километры. Каждый пройденный километр мы запомнили на всю жизнь, потому что они были пройдены ногами, вспаханы лопатами, измерены рывковыми и лебедочными тросами...

 

Всю ночь в Нижней Пеше, пока мы мирно спали в теплом доме Михаила, а на улице трещал мороз, наши дизеля мерно колотили под окном. На утро мы попытались машины дозаправить, но студень из канистр с великим трудом пролезал в воронку. Пришлось запихнуть в салоны по канистре, и залить содержимое после разогрева субстрата... Антигелями мы в таких случаях не пользовались, потому что заведенный дизель худо бедно обраткой бак подогревает. Скорости у нас исчезающе малы, и трубки перемезнуть из-за набегающего воздуха не должны. Антигель и размораживатель (Hi Gear) мы берегли до особого случая, который, как вы догадываетесь, в конце концов представился. Но об этом чуть позже.

В сторону Волонги из Пеши уходит совсем не уверенный снегоходный след, но первые километры едем бодро. Мерное качение без активного копания длилось не долго. Уперлись в небольшой перелесок, я через него, благодаря узкой колее, проскочил, а вот УАЗ, как Винни Пух, застрял. Все потому что кто-то слишком широкий. Упражнения с лебедкой, протаскиваем со скрежетом Патриот меж чахлых березок, и спускаемся в низину, на заливной луг дельты реки Пеша, который летом явно затапливает во время прилива. Движемся к береговой черте Баренцева моря. УАЗ постоянно проламывает снегоходный наст, и ложится на брюхо. Мне же вернуться к ним крайне сложно - снег не утаптывается как раньше, и Форд еле сам себя возит. В какой-то момент, понимаю, что машина назад вообще не хочет двигаться, хотя вперед худо-бедно еще карабкается. Что-то тут не так... заглядываю под машину, и вижу сорванную с задних креплений, свернутую в гармошку, и работающую плугом защиту картера переднего моста и двигателя. Пришлось ампутировать лишнюю деталь и схоронить ее в кузове - мусорить в тундре нехорошо.
Уже в темноте поднялись на высокий берег,  пошли вдоль моря. Но так тяжело пошли, что ни в сказке сказать, ни пером описать. В час по чайной ложке, с постоянной работой лопатой, тросами. Снег очень изменился. Во-первых, его стало заметно больше, а во-вторых, наст ослаб, а крупа под ним оказалась совершенно не укатываемая. К тому же, на улице лютый мороз, началась легкая пурга. Рельеф тоже сменился, начались холмы, и все низины полностью оказались забиты снегом. Снегоходный след идет напрямую, машина же тонет в пучине безапелляционно. Начинаешь идти по целине, "по верхам", но кто же знает что там под снегом... Угадал - молодец. А не распознал яму под снегом - тащи трос. Скорость, сами понимаете, нулевая. Каждая кочка - отдельный ребус.
В какой-то момент, упираемся в непроходимое место. Куда не ткнись - вязнем. Ни внатяг, ни ходом, никак не берется целина, хоть ты тресни. Решаем заночевать. До Волонги 10 километров...
Утром позавтракали, решили попробовать тронуться. Снег явно вновь изменился, и двигаться стало легче. Но... УАЗ ни с места. По рации приходит новость - лопнула полуось. Запасная была с собой, но менять полуось в тундре ребята отказались наотрез, ведь для этого надо не просто вынуть старую и установить на ее место новую, а необходимо снять дифференциал, в котором остался обломок. И делать все это в пургу при морозе ниже -30С никакого здоровья не хватит.
Тащить на тросу или жесткой сцепке по столь коварному снегу я не в состоянии. Второй раз завтракаем и принимаем решение звонить по спутнику Михаилу из Нижней Пеши и арендовать через него вездеход, который протащит нас эти жалкие 10 км до Волонги, а там все же цивилизация, тепло и люди. Ценник  озвучен в 25 тысяч рублей, но делать нечего. ГАЗушка обещана на завтра...
Осматриваем окрестности, обнаруживаем под снегом занесенную рыбацкую избушку. Пошли, откопали, решили протопить буржуйку и отсидеться в помещении, так как машины достали...

Сходили к морю, посмотрели в даль, монетку бросать, на всякий случай, не стали. Море не замерзает - теплые течения не дают встать ледовому покрову.

Чем не домик мечты... Пустынный пляж, до моря 50 метров, и никого. Местечко райское.

Лопаты стали продолжением наших рук, и что-то откопать нам ничего не стоило. Избушку извлекли из под снега за полчаса, а добытыми комьями снега выложили стенки туалета. Как не крути, а мы люди городские и стремимся к комфорту.

В избе обнаружился стол, палатьи (нары), чьи-то сапоги, шкура оленя, два чайника и печка-буржуйка

Три часа топили мы печку. Но добиться чтобы дым выходил в трубу так и не смогли. Все заплаканные, бросили эту затею, и разошлись по машинам. Отогревшись, продолжили эксперимент, но уже с шатром и буржуйкой. Установили шатер Maverick, установили в него печку-пошехонку, специально купленную в Рыбинске, и еще три часа рыдали крокодильими слезами. Заставить дым выходить в трубу в такой мороз оказалось невозможно. Опять разошлись по машинам...
Проплакав целый день, на сон грядущий посмотрел пару трогательных фильмов, и лег спать в ожидании утреннего явления ГАЗушки. Мой вам совет: берите с собой в экспедиции побольше фильмов, иначе можно сойти с ума от ожидания у моря погоды или приезда вездехода.

Утро пришло, а гусенички все нет... Ждем-с. Спать больше невозможно, от фильмов тошнит, крыша едет от безделья. Дичаем...

К обеду, наконец, приехал долгожданный ГТС. Взял всех нас разом на буксир, и оттащил в Волонгу.

ГАЗушка тащит за собой джип с огромным трудом, сказывается не такая уж и большая разница в весе. УАЗ со всем снаряжением, думаю, весит тонны три, а самоходка без груза 4,5 тонны. Но все равно силища в ней скрыта животная, дикая. За брутальность, красоту и лязг гусениц мы прозвали их танками.

Я зацепился за УАЗ больше из солидарности и не желания лишний раз рвать машину, хотя, сказать по правде, в одну машину оставшиеся десять километров я ехал бы не меньше суток...

Только одна беда... в Волонге не оказалось ни одного ангара, гаража или сарая, куда можно было бы закатить машину. Ворота старой конюшни оказались слишком низкими и узкими для УАЗа. Так что чинить все равно придется в тундре!
Нас вписали на ПМЖ в деревенский клуб, и началась наша робинзонада в Волонге, но об этом в следующей серии...

Для справки: В НАО протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет всего 229 км, из них с твердым покрытием - 179 км. Все остальные дороги - это зимники. Автомобильного зимника от Нарьян-Мара на запад, в сторону Архангельска, не существует. Транспортное сообщение только малой авиацией (самолеты АН-2) или снегоходами.

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика