Feb
02
2014
Экспедиция "Индига". Из блога А.Мочалова. Несь - Ома - Нижняя Пеша PDF Печать E-mail

Источник материала

Вся экспедиция шла до определенного момента под лозунгом "Парни! Вам очень крупно повезло что..." и дальше следовало перечисление благодатей, таких как "мало снега", "нет пурги", "прошла оттепель и вдарил мороз", "прошел вездеход" и так далее и тому подобное. И правда, каждый наш шаг так или иначе озарялся каким либо везением или удачей. Сложности, конечно же, были, но даже они оборачивались какими то бонусами и преференциями...

..и действительно, сейчас вспоминаю, и понимаю что кто-то так или иначе нас вел, уж не знаю, может ангелы-хранители, может кто-то еще более влиятельный. Представьте сами, мы движемся без каких либо контактов в селах, паролей и явок, с полной готовностью к автономному существованию, но как только въезжаем в село Несь, нас тут же приглашают в дом совершенно чудесные люди, Максим и Елена. Они гуляли с детьми на сон грядущий, а тут мы из оврага выехали... Через час уже стол накрыт, постели застелены. На утро завтрак, экскурсия по селу, дозаправка топливом, правда за безумные 60 рублей/литр у вездеходчиков. На дорожку вкуснейший обед, и на закате мы, наконец, покидаем теплый гостеприимный дом, и отчаливаем на восток...
Дорога стала куда менее накатанная. Виден старый, заметенный след ГАЗушки, но основное направление по снегоходной барсовке. Едем, изредка подсаживаемся, и на радостях впарываемся в обширный перемет. Сперва проваливаюсь на раму я, за тем ошибаемся с тактикой, УАЗ пытается меня объехать, и так же прилипает. Два часа работы лопатами, выкорчеванный лебедкой пень от старой ЛЭП и куст карликовой березы. Больше мы так не делали. Движение строго линейное. Сел - дернули назад тросом или подтянули лебедкой. Обе машины сажать можно только в последовательном положении, но никак не в параллельном. В общем, вкатываемся.
Тут же обнаружилась и обратная сторона опытности экипажа Патриота. Парни бойцы, и запрашивают помощь, когда ты уже умотал метров на двести, а они затупили лопаты. Сдавать назад по тундре то еще удовольствие, ребятам просить об этом каждый раз неудобно, вера в УАЗ непоколебима, и потому они сперва пытаются выехать сами, а потом мужественно копают, а ты ждешь. Время идет. Наладить этот момент удалось только во второй половине экспедиции, когда уже ни у кого иллюзий не осталось - Патриот едет тяжело, и самостоятельно он движется с большим трудом.
Почему? Во-первых, он тяжелее Форда. Во-вторых, колея гораздо шире, и он не попадает в мой след. В-третьих, у мотора очень слабые "низы", и даже не смотря на модифицированную раздаточную коробку с числом 3,3, топтать снег на нем очень тяжело. К тому же, ужасно не чувствительный привод сцепления и ботиночки Baffin не позволяют аккуратно педалировать. А срыв в пробуксовку - это конец всему, зря копали, зря толкали. Работа тонкая, как у сапера.
К слову сказать, я весь маршрут массивные Баффины так и не одел ни разу, ехал в легких и компактных кроссовках Kamik купленных в свое время под экспедицию на Mercedes ML в Якутию.

Тундра весьма уныла по пейзажам, к тому же светлого времени суток буквально часа четыре. За это время проезжаешь от силы несколько километров, так что картинка за окном не меняется совершенно. Съемки очень мало, фотографировать каждое застревание или копание некогда и скучно, так что фотоаппарат чаще работал в режиме видеокамеры, и я писал на него "слова" как на диктофон, снимал некоторые проезды через препятствия, ремонты и прочие детали. Фильм должен получиться ударный, но монтировать пока что некому, увы.

К ночи добрались до ручья Елугей, переход через который затормозил нас на несколько часов. Стенки берегов зашлифованы до чистого льда, а переезд всего один, и им пользуются все, и вездеходчики, и снегоходчики. Понятное дело, никаких автомобилей здесь уже не ездит, и никто их тут отродясь не видел, по крайней мере в январе точно. Спустили мы первым в овраг УАЗ, потому что у него нормальная живая лебедка, а моя, традиционно, отказалась работать. На том берегу лебедиться не за что, но вроде какие-то кусты в сотне метров от оврага виднеются. Сам автомобиль не в состоянии вскарабкаться в гору по чистому льду. Перешли на тот берег, потоптались... из тундры торчит обломок полуоси. Отлично, видимо кто-то уже тут мучился! Только вот как-то он больно близко к оврагу... машину не вытащить, так как задняя ось на поверхность не выходит. Для кого тогда вбита полуось? Для снегоходов? Ответ пришел чуть позже. За нее лебедятся гусеницами ГАЗушки, которые так же сами пройти Елугей не могут.
Пришлось городить конструкцию из блока, одетого на фаркоп УАЗа, трос протягивать под днищем, и лебедиться как бы "под себя". Эффективно. Пока мучились, подъехал коммерс на снегоходе с прицепом, и молча час топтался около нас. Альтернативных объездов в округе нет, а мы закупорили собой "дорогу жизни". За ним подкатил парень в полном снегоходном экипе, в шлеме, что для тундры экзотика, на современном красавце Linx без прицепа. Откинул забрало шлема, и говорит: "Привет вам от Макса! Сейчас здесь пое....сь, потом еще двадцать километров пройдете, и пи....ц вам настанет, пойдут бугры, там точно не пролезете. Но если вдруг до Пеши дойдете - заходите в гости, спросите где живет председатель колхоза, вам каждый скажет". И укатил. Прикольно, он нас уже половина тундры говорит, и как эстафетную палочку передают.

Не успели мы озадачиться перетаскиванием моего Форда, как у УАЗа под капотом что-то зашелестело, шмякнуло, блямкнуло, и мотор заглох. Минус приводной ремень. Три, а может и четыре часа на замену, на морозе около -30... Пока Алексей героически крутил гайки, Женя из солидарности в машину греться не садился, я же не могу похвастаться подобной самоотверженностью. Предательски поглядывал из салона Рейнджера и записывал слова на камеру. Тем временем к ручью приехали две ГАЗушки. Очередное везение. Это вторые вездеходы в этом сезоне, которые шли в Н.Пешу. Мы с ними познакомились еще в Мезени, я выспрашивал у ребят про состояние дороги. Таким образом, нам нежданно негаданно проторопили свежую колею.

Ремонт затянулся. Осложнялось все тем, что ремень связывает собой все что только можно связать, и ребята сами его никогда в жизни не меняли. В дело была пущена и умная книжка, и две кучерявые головы, и спутниковый телефон, а так же разбужены мозги челябинских сервисменов. Техника была побеждена, а я с ностальгией вспоминал старый-добрый мотор, который устанавливался на древние УАЗы, насколько же там было все проще и ремонтопригоднее... Хотя... вспоминается пресловутая текстолитовая шестерня... не, спасибо, отставить ретроградство! Дизель ЗМЗ 514 отнюдь не идеален, но меня он пленил тишиной своей работы. Это, товарищи, очень серьезное достижение для отечественного моторостроения.

Там же, в овраге, разули колесо. Если бы мы знали, как часто мы будем менять колеса на УАЗе! Дуэт стальных американо-китайских дисков и шин BF Goodrich оказался крайне не прочным. Разбортироваться можно на ровном месте, даже если давление выше единицы! А ведь чем дальше на восток, тем ниже давление в шинах...
После ручья Судовой на ходу открылась крышка кунга у УАЗа, и экспедицию покинули два прекрасных пластиковых сенд-трака. Возвращаться не стали, ибо это целая история, да и не известно в какой момент это произошло. А колеса у Патриота стали разуваться все чаще и чаще, и фраза в радиоэфире "мы разулись" стала чуть ли не более часто повторяемой, чем "не уезжай, подсели".

Проехали спящую деревню Вижас незамеченными. Маленькое село, затерянное в тундре, некогда образовалось вокруг станции на зимнем Мезенском тракте. Наш маршрут практически в точности повторяет этот древний путь, и большая часть населенных пунктов была соединена именно им. Название ушло, а суть осталась. Раньше ездили на оленях, теперь на снегоходах и вездеходах. Но как возили продукты в одну сторону, а рыбу в другую, так оно и осталось с древнейших времен.
На фото ниже село Ома, поразившее обилием кораблей и катеров, раскиданных по селу. История схожая с Вижасом, и тут и там староверы, в обоих случаях на тракте. Основной промысел - рыба, пушнина и оленеводство.
В Оме были около четырех утра, встали в центре села под фонарем, поужинали на сон грядущий, и до рассвета спать прямо в машинах не глуша двигатели. У ребят стоит автономка, но заглушить страшно - может не завестись. У меня дополнительной печки нет, так что пока мотор работает - в салоне тепло. Дизель на режиме прогрева не выстужается. В пикапе же, особенно если едешь один, спать можно очень вольготно. Шмоток много, так что роняешь спинку водительского сиденья, все неровности выкладываешь куртками, пенками, спальниками, заворачиваешься в самый легкий, который я вожу для дешевых гостиниц, где страшно ложиться своей белой кожей на серые дырявые простыни с шерстью предыдущих жильцов, и все, спи моя радость, усни, в тундре погасли огни.
Что интересно, наши два тарантаса не привлекли явного внимания в селе. Проснулись, позавтракали, сготовив стряпню на газовых горелках Jetboil (очень рекомендую, но две из четырех у нас за экспедицию сдохли), и тронулись в дальнейший путь в сторону Пеши.

За ночь вездеходные следы перемело напрочь, и местами вообще было непонятно, что под тобой, тундра ли, или снегоходный след. В одном месте мы слегка заплутали меж трех кочек, и проезжающий мимо ненец на олене сам притормозил, сошел с нарт, и объяснил нам курс партии. Очень дружелюбно, спокойно, и без лишних вопросов. Вообще, народ на севере удивительно ненавязчивый, все по делу.

Через пару часов оказалось, что это не следы перемело, а вездеходы, с которыми мы повстречались на ручье, отстали! Они тоже ночевали в Оме, и мы их умудрились обогнать. Это был первый и последний обгон ГТСа в экспедиции... Мы даже, грешным делом, решили притормозить и пообедать, чтобы отстать от них посильнее.

С каждым разом разборка/сборка колеса, не говоря уж о его замене занимала все меньше и меньше времени. Мужики уже обходились без слов, каждых знал куда идти и что тащить, роли были отрепетированы и доведены к концу экспедиции до блеска. Приятно посмотреть! (Не обижайтесь, парни!)

Настроение в коллективе было спокойно-оптимистичное, шел третий день активной части экспедиции, а мы уже шли прямиком на Пешу. Маленькая победоносная война, эйфория, песни радости и счастья! Осталось то, рукой подать, и мы в Нарьян-Маре!

К вечеру мы достигли Нижней Пеши, наш проезд по улицам села по торжественности напоминал парад Победы. По крайней мере по внутреннему мироощущению. Нашли дом председателя, а пока ждали его возвращения с работы, сходили в пекарню, и купили наивкуснейшие пирожки. Честно, я таких вкусных пирожков не ел уж тысячу лет. Скажете, "голод - лучшая приправа"? Отнюдь, реально лакомство!
Михаил, тот самый немногословный председатель, был впечатлен нашим прибытием своим ходом, разместил нас у себя дома, откормил, отпоил, высушил и спать уложил. В общем, оказал теплый мужской прием. Как оказалось, нам опять очень крупно повезло, потому что живет он в Архангельске, а с Пешу приехал на пару дней. Знакомство это оказалось очень и очень полезным, но об этом в следующих сериях...

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика