Feb
02
2014
Экспедиция "Индига". Из блога А.Мочалова. Архангельск - Мезень - Несь PDF Печать E-mail

Источник материала

С самого начала замысел экспедиции держался в некотором секрете и особо не анонсировался. В отличие от многих наших известных путешественников, я боюсь заикаться на тему планируемого маршрута. Всегда может что-то измениться, не получиться, выпасть снег или все растаять... и зачем ставить себя в столь не удобные рамки? Ради реалити-шоу "челябинские и московские мужики с тарелкой на крыше покоряют Русский Север"? В этом амплуа у нас уже есть популярные шоумены, и не нам, деревенщинам, с ними тягаться.

Пройти "колесами" маршрут Мезень - Нарьян-Мар уже много лет так или иначе хотели многие, в том числе и я. Годами собиралась информация о данном районе, во время своих поездок в ту степь много общался с местными жителями, снегоходчиками и вездеходчиками. И все говорили примерно одно и тоже: теоретически, пройти можно, но практически, кроме Треколов, никакая колесная техника там не проходила. И не пройдет, ибо тундра, реки, Тиманский хребет...
А раз так, то надо пробовать, ведь если не мы, то... кто-нибудь другой обязательно попробует. Тем более, в отличие от остальных потенциальных первопроходцев, у нас есть великий стимул - спасти ДФНДР, оставленный в апреле 2013 года в Нарьян-Маре и ждущий своего часа. По официальному зимнику через Усинск в Нарьян-Мар мы уже ездили, по Печоре из Нарьян-Мара в Усть-Цильму ездили, значит надо пробить третий путь в Нарьян-Мар, вдоль Баренцева моря!

На фото ниже обетный крест XIX века установленный неподалеку от деревни Кимжа на высоком берегу Печоры

Состав экспедиции наметился очень крепкий. Люди, с которыми можно хоть в Африку, хоть в Афганистан, хоть на Полюс. Как многие уже знают, это экипаж Евгения Шаталова и Алексея Братенева (Челябинск) на УАЗ Патриот.
Почему именно они? Уверен, что если бы я кинул клич здесь, в ЖЖ или на Facebook, собралось бы много хороших, проверенных экипажей, друзей и незнакомых мне путешественников, с которыми можно было бы отправляться хоть на край света. Да, это так. Но зная Евгения уже почти десять лет, я был уверен на все 100%, что именно этот человек, даже если мы будем умирать в тундре, гарантированно не впадет в панику и сохранит самообладание, именно этот человек, отдаст последнее, но не даст ближнему замерзнуть или похудеть от голода. И с Женей мы точно друг-друга не начнем бесить через неделю езды в связке, что бы нам не пришлось пережить. Это не пустые дифирамбы получившего обморожение головного мозга и так неадекватного гражданина, это факт. Все, кто знают Шаталова, не дадут соврать, таких людей в наше время маловато, и пройти вместе экспедицию - это и честь, и школа, и прекрасный тандем. Ну и, скажите на милость, может ли быть у столь опытного путешественника хреновый штурман? То то же! С Алексеем мы очно познакомились в Архангельске, 4 января, в день старта, и сразу нашли общий язык. К тому же, у всех у нас не было "обратного билета", то есть каждый из нас понимал, когда бы ему пора бы вернуться домой, но deadline как таковой отсутствовал у всех трех будущих отморозков.
На фото ниже - Евгений Шаталов (справа) и Алексей Братенев (слева) под УАЗом (сверху) в холодной тундре (снизу) на морозе - 30С (кругом) занимаются привычным делом.

Техника для осуществления проекта была подобрана по принципу "что есть, на том и едем". Два автомобиля, Ford Ranger "Полуторка" и UAZ Patriot Pickup. К своему автомобилю я изначально относился с огромным скепсисом, будучи совершенно уверенным, что именно Форд станет слабым звеном, ведь соваться покорять снега на внедорожнике с тотальным отсутствием "низов" - это публичная попытка суицида. А УАЗ - это все-таки УАЗ. УАЗ это наше все. Тем более что на сайте uaz.ru написано: "UAZ Pickup – это настоящий мужской автомобиль, способный справиться с любыми, даже самыми серьезными испытаниями. В путешествие? На отдых? По работе? Или просто за город с друзьями? UAZ Pickup преодолеет любые преграды и с комфортом доставит Вас к месту назначения. UAZ Pickup – это исключительная надежность полного привода и прочность рамной конструкции." Мы парни доверчивые, на заборе пишут, а мы и верим...
Сказать по секрету, еще в Мезени, по сути перед стартом, когда мы уже чинили рулевые тяги и еще какие-то железки, закралась грешная мысль положить УАЗ полежать рядом с ГАЗончиком животиком кверху (на фото ниже). А мы тем временем съездили бы в Нарьян-Мар и обратно...

Но нет, УАЗку Евгений любит, а Алексей мужественно терпит, значит не мое собачье дело, еду на своем слабом звене, и еду, помалкиваю. Жду когда меня дергать и на веревке за морду таскать начнут.
Обе машины на 32-х колесах, у меня MICHELIN LATITUDE X-ICE NORTH 2 (шипы), у УАЗа BF Goodrich M/T KM2 (шипы). Смешной "обвес" на морде Ranger - это вовсе не экспрессионизм владельца, а весьма продуманная конструкция, созданная под конкретную поездку. Система труб и алюминиевых защит позволила уменьшить передний свес пикапа, дать ему возможность таранить снег, наст и лед, проваливаться в ручьи и промоины без каких либо последствий. И без лишнего веса. Автор обвеса - Константин Мещеряков (M-ART), трижды краснознаменный штурман в ралли-рейдах, в вопросах прочности материалов толк знает. Жаль только дизайн пал жертвой функциональности. Ну не художник он и не скульптор, а практик.
Интеркулер перенесен наверх, а на его месте стоит лебедка Superwinch. Дополнительный свет диодный на всех машинах. Никаких PROLIGHT, сплошной Китай разной степени известности.
На УАЗе типовой бампер OJ (Оранжевый Джип), лебедка T-Max, отопитель Eberspacher и целый ворох гаджетов в салоне, делающий поделку совковых автомобилестроителей скорее близкой к Boing, чем к "Козлу обыкновенному".
Никаких межколесных блокировок и прочих наворотов. Простые архаичные железные автомобили с современными дизелями и 400 литрами солярки в запасе.

Первые километры от Мезени в сторону села Несь - отличный снегоходный зимник, благо трафик между двумя населенными пунктами весьма серьезный. В первом проживает около 3500 человек, а во втором примерно 1400. Мезень это Архангельская область, а Несь - Ненецкий АО. Граница регионов проходит неподалеку с полярным кругом, таким образом весь наш дальнейший маршрут проходил в заполярье. Летом сообщение между двумя населенными пунктами только по реке в часы прилива.

Отличный то отличный зимник, точнее снегоходная барсовка, да не рассчитана она на вес машин, видимо потому и не ездит никто из Мезени в Несь на машинах. Периодически проваливались под наст, стравили колеса до 1,0 атм, расчехлили тросы и лебедки, и принялись "рубиться".

С грехом пополам добрались до Козьмина перелеска (Харв Пад) - очень почитаемого дорожного святилища, расположенного на границе Канинской тундры и Мезенского района. Перелесок до революции являлся своеобразным центром всех ненецких шаманов. За советское время шаманов выбили, нет теперь шаманизма у ненцев, но место сакральное осталось. По одной из версий, столь почитаемым стал именно этот перелесок, а не какой-то другой потому, что олени всегда стремились обойти его стороной, и ненцы не могли не заметить эту особенность.

Всяк через перелесок проезжающий должен оставить что-то ценное и важное для себя, задобрить духов. Мы люди далекие от язычества, но памятуя весьма поучительные истории с аналогичными местами в Бурятии, на Алтае, в Хакасии и Монголии, решили судьбу не испытывать, и "зайцем" не проскакивать.

Перелесков на пути было еще много, и в них УАЗ прилипал на мосты довольно часто. Колея у него шире чем у Ford, и там где я по колее от ГАЗушки (ГТС по-нашему) вполне успешно проскакивал "бочком", Патриот крепко гнездился на мосты. Лебедка стала основным инструментом.

Уже на подъездах к селу Несь в тундре нарвались на крест. Сразу стало как-то не по себе. Мы вышли в не самую привычную для нас природную зону, суровую и негостеприимную, и нам предстояло попытаться с ней найти общий язык. Пока же погода стояла замечательная. Прямо перед Новым Годом была сильная оттепель, и буквально пару дней назад резко подморозило. Снега мало, лед прочный, лети куда глаза глядят. На это и рассчитывали. У большинства северных путешественников бытует мнение, что ездить по зимникам и прочим тундрам нужно в марте, когда уже зимники окончательно встали, морозы не такие крепкие, и солнечного света не два часа в сутки. Это, конечно, да, но... нет. В нашем случае, когда совершенно точно было ясно, что он Нижней Пеши до Индиги зимника никогда не было и не будет, ставку можно было ставить только на малую глубину снежного покрова. И именно потому мы и отправились в самом начале января.

Несская (Канинская) церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы построена в 1868 году взамен сгоревшей. Храм строился в первую очередь с миссионерскими целями, для обращения ненцев в православную веру. Один из немногих существующих храмов в Ненецком АО, и, как я понимаю, самый старый.

Внутреннее убранство куда величественнее чем, скажем, в Мезенском Богоявленском соборе, где нам посчастливилось побывать на Рождественской службе. Там разруха, висят объявления о сборе средств на установленные, но не оплаченные окна, иконостаса как такового нет. Батюшка праздничную службу отслужил так тяжело, что ощущения праздника не посетило. В соседней же Неси священника нет, и отлично отреставрированный храм простаивает... Парадокс.

Нам повезло попасть на колокольню, и хватило здоровья выхватить фотоаппарат и сделать один единственный кадр села. Очень холодно!

Ну а на следующий день мы выдвинулись в сторону Нижней Пеши, и начались настоящие приключения, ради которых мы сюда и приехали...

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика